Новости и события партнерской сети

итоги Общероссийской конференции по распространению лучших практик повышения доступности высшего образования для инвалидов и их профессиональной ориентации

итоги Общероссийской конференции по распространению лучших практик повышения доступности высшего образования для инвалидов и их профессиональной ориентации

от Дарья Феликсовна Романенкова -
Количество ответов: 0

Информационное письмо об итогах Общероссийской конференции по распространению лучших практик повышения доступности высшего образования для инвалидов и их профессиональной ориентации

22 декабря 2020 года состоялась Общероссийская конференция по распространению лучших практик повышения доступности высшего образования для инвалидов и их профессиональной ориентации (далее – Конференция).

В работе Конференции приняли участие более 200 участников из 52 субъектов Российской Федерации, из 91 образовательной организации высшего образования, в том числе руководители и специалисты ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (далее – РУМЦ), руководители и специалисты вузов, реализующих инклюзивную практику, а также представители научных организаций, общественных объединений инвалидов, некоммерческих организаций.

Для развития системы инклюзивного высшего образования участниками Конференции были сформулированы предложения по трем основным направлениям:

1. Продвижение и популяризация среди населения возможностей, создаваемых в ходе реализации государственной программы «Доступная среда»;

2. Перспективное планирование деятельности сети РУМЦ на 2021 г.;

3.Реализация межведомственного взаимодействия участников инклюзивного высшего образования в международных и общероссийских мероприятиях.

1. Продвижение и популяризация среди населения возможностей инклюзивного высшего образования, создаваемых в ходе реализации государственной программы «Доступная среда»:

1.1. образовательным организациям высшего образования рекомендовать при разработке Программ развития вузов включать в разделы социальной политики в качестве приоритетного блока мероприятий комплекс мер, обеспечивающих условия доступности высшего образования и продвижение инклюзивной культуры в организациях и их экосистемах;

1.2. а) федеральным органам исполнительной власти, являющимся учредителями образовательных организаций высшего образования, вузам и их социальным партнёрам системно осуществлять медиа- и информационную поддержку в формате мероприятий по популяризации среди населения доступности образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования, реализуемых в вузах, в том числе посредством взаимодействия с региональными отделениями общественных организаций социальной направленности (в контексте подпункта «и», пункта 2 Перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с инвалидами и представителями общественных организаций 3 декабря 2020 г., утверждённого Президентом Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № Пр-2243, далее – Перечень поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с инвалидами и представителями общественных организаций);

б) федеральным органам исполнительной власти, являющимся учредителями образовательных организаций высшего образования, сети РУМЦ и вузам-партнёрам поддерживать и обеспечивать распространение актуальной информации о мероприятиях инклюзивного высшего образования на официальных медиаканалах федеральных органов исполнительной власти, а также федеральных интернет-ресурсах, пользователи которых включают категории населения с инвалидностью (например, «Работа в России», ФРИС «Федеральный реестр инвалидов» и др.);

в) некоммерческим организациям социальной направленности, имеющим успешный опыт в цифровом маркетинге, оказывать содействие в консультационной и экспертной поддержке вузам по онлайн-продвижению инклюзивного высшего образования среди населения (в формате вебинаров и мастер-классов).

1.3. а) участникам системы инклюзивного высшего образования рекомендовать распространение учебно-методического опыта вузов по вопросам применения новых технологий обучения, воспитания и социализации (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств) для обучающихся с ОВЗ и студентов-инвалидов при подготовке профессиональных кадров по образовательным программам высшего образования, включая опыт вузов РУМЦ, вузов-партнеров в части реализации образовательных программ с учетом обучения студентов с особыми образовательными потребностями (адаптированных для различных групп нозологий) и внедрения адаптационных модулей, в том числе по развитию мягких навыков;

б) вузам сети РУМЦ и вузам-партнерам оказывать консультационную поддержку вузам в части обеспечения компетенций «Инклюзивная компетентность» в образовательных программах высшего образования;

в) вузам сети РУМЦ и вузам-партнёрам рекомендовать организовать распространение результатов аналитических исследований, проведенных сетью РУМЦ в 2020 г., по внедрению цифровых сервисов в инклюзивное высшее образование;

г) участникам системы инклюзивного высшего образования при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования по повышению и развитию компетенций при взаимодействии со студентами с особыми образовательными потребностями применять дифференцированно-целевой подход при обучении представителей из числа административно-вспомогательного,информационно-технического персонала и профессорско-преподавательского состава вузов;

д) вузам сети РУМЦ и вузам-партнёрам продолжить разработку проектов по внедрению образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ, включая разработку и апробацию технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также ассистивных технологий; образовательным организациям высшего образования рекомендовать принять участие в проекте «Skilling programm»[1], в том числе в формате создания совместных курсов;

1.4. а) вузам, реализующим инклюзивные практики, обеспечить участие коллективов вузов в процессе создания Федерального реестра лучших социальных практик на основе единых критериев оценки в части включения в него практик инклюзивного высшего образования, инициированной Ассоциацией инклюзивных вузов;

б) образовательным организациям высшего образования организовать распространение инклюзивных практик и опыта социальных проектов, реализуемых вузами, в части развития внеучебной, в том числе спортивной, деятельности для студентов с инвалидностью и ОВЗ и освоения ими туристического наследия (в контексте подпункта «з», пункта 2 Перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с инвалидами и представителями общественных организаций).

2. Перспективное планирование деятельности сети РУМЦ на 2021 г. предполагает возможность включения в паспорт выполняемой работы «Организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики» новых предложений по наименованиям мероприятий (этапов работ):

2.1. разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для кадрового обеспечения инклюзивных смен в организациях отдыха и оздоровления детей в контексте подпункта «б», пункта 6 Перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с инвалидами и представителями общественных организаций;

2.2. сопровождение и консультационная поддержка по вопросам цифровой доступности для вузов-партнёров (в том числе: проведение не менее двух вебинаров каждым РУМЦ для вузов-партнёров, проведение выборочного опроса студентов по тем видам нарушений здоровья, которым нужны условия доступности цифрового образовательного контента);

2.3. выявление, описание и публикация лучших практик трудоустройства для выпускников с инвалидностью из вузов (в том числе: разработка критериев и требований к отбору, оформлению, структуре, содержанию лучших практик трудоустройства для выпускников с инвалидностью);

2.4. разработка программ дополнительного профессионального образования повышения квалификации для выпускников с инвалидностью из вузов для содействия и поддержки их трудоустройства (в том числе: исследование актуального запроса на освоение новых компетенций в рамках индивидуальных профессиональных траекторий для выпускников с инвалидностью).

 

3. Для реализации межведомственного взаимодействия участников инклюзивного высшего образования в международных и общероссийских мероприятиях вузам, социальным и индустриальным партнёрам рекомендуется интегрировать совместные усилия для:

3.1. а) информационного продвижения конкурсов профессионального мастерства, включая чемпионат «Абилимпикс» и Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью «Профессиональное завтра», как социально важных инструментов содействия трудоустройству для студентов, имеющих инвалидность, а также трансляции опыта посредничества по трудоустройству и развитию инклюзивной культуры работодателей, регулярно обобщаемого Ассоциацией инклюзивных вузов;

б) расширения перечня компетенций для участия студентов вузов в чемпионате «Абилимпикс» посредством организации межведомственного взаимодействия между Национальным центром «Абилимпикс» и образовательными организациями высшего образования на основе сформированного опыта сетью РУМЦ в 2019 – 2020 гг.;

в) объединения организационных усилий при проведении конкурса «Профессиональное завтра» и конкурса инновационных проектов «Неограниченные возможности» (в том числе: сеть РУМЦ и АНО ЦРИТ «ИТ-Планета»);

3.2. подготовки демонстрационных материалов об инклюзивных практиках в российском высшем образовании для последующей их презентации на мероприятиях международного уровня, включая деловую программу международного чемпионата «Абилимпикс»;

3.3. внедрения лучших практик по обеспечению функционирования межведомственных регламентов с участием РУМЦ и вузов-партнёров при реализации мероприятий региональных программ по сопровождению инвалидов молодого возраста;

3.4. проведения конференции с целью привлечения расширенного пула работодателей и обеспечения коммуникационной площадки для обмена опытом по вопросам трудоустройства выпускников с инвалидностью и планированию интернет-проекта по созданию открытой базы работодателей, имеющих опыт трудоустройства выпускников с инвалидностью из вузов.

По итогам Конференции подготовлен электронный сборник презентаций, который был распространен среди участников.

 [1] Проект «Skilling programm» направлен на реализацию некоммерческой инициативы по профессиональному развитию и поддержке граждан Российской Федерации, включающей обучение по востребованным на рынке труда цифровым компетенциям, освоение новых профессий и содействие в дальнейшем трудоустройстве; реализуется Автономной некоммерческой организацией «Центр развития информационных технологий «ИТ – Планета» (далее – АНО ЦРИТ «ИТ-Планета»).


всего слов - 1176